ИА ОО «Антикоррупционный правозащитный совет» собрало документы о состоянии курганов в Днепропетровской области, чтобы увидеть общую картину
Заброшенные курганы в Днепропетровской области не охраняются и игнорируются ответственными лицами.
Скандал, возникший вокруг «Белюховой могилы», обнаружил, что в Днепропетровской области есть заброшенные курганы. Археологи характеризовали курган следующим образом: «в аварийном состоянии». Свои работы они назвали «спасательными», указывая на то, что местные власти не занимались охраной исторического памятника.
Этому вопросу мы посвятили журналистское расследование, с материалами которого вы можете ознакомиться по ссылке.
Но еще до скандала с «Белюховой могилы» стало известно о сомнительном строительстве элитного комплекса на кургане в Новоалександровке, где обнаружили кромлех – древнее сооружение, которому пять с половиной тысяч лет.
Этот кромлех древнее Стоунхенджа.
Но это не помешало строить комплекс возле кургана с вероятными нарушениями. Как выяснилось, у застройщика не было ограничений по застройке в охранной зоне кургана – в официальной документации этот пункт оставили незаполненным, развязав подрядчику руки.
Тайны курганов Днепропетровской области
Курганы Днепропетровской области известны на весь мир. В одном из них (речь идет о Толстой могиле) была найдена Золотая Пектораль – украшение скифского царя IV века до н.э. Сколько интересных и весомых находок можно обнаружить, если исследовать другие курганы?
В 2013 году Лидия Голубчик, директор Днепропетровского областного центра по охране историко-культурных ценностей, в интервью «Урядовому кур’єру» рассказала о тайнах, которые скрывают курганы и могильники Днепропетровщины:
«Урядовий кур’єр»: «То есть все 14 тысяч курганов не исследованы и, возможно, там есть еще не одна Золотая Пектораль…
Лидия Голубчик: Возможно и есть, но пектораль, найденная в кургане «Толстая могила» на Днепропетровщине, уникальна, и принесла мировую славу археологу Борису Мозолевскому. Бывают находки хоть и не драгоценные, но бесценные для науки. Так, в Новомосковском районе Днепропетровской области возле села Керносовка найдена каменная скульптура III тыс. до н.э., вошедшая в мировую сокровищницу археологических раритетов как Керносовский идол. Могу вспомнить и случай, когда много лет назад в Томаковском районе мы обнаружили подвеску, сделанную из метеоритного железа.
Да, курганы Днепропетровщины известны на весь мир, о них писали, о них говорили, но это не отменяет того, что курганы неисследованные, незащищенные.
Заброшенные курганы в Днепропетровской области: годы идут, а ситуация не меняется
Интересна статья о курганах, которая вышла еще в далеком 2010 году на интернет-ресурсе «Радио «Свободы». В ней идет речь о запущенности исторических памятников.
Позволим себе несколько показательных цитат:
«Днепропетровская область занимает первое место в Украине по количеству выявленных памятников археологии, культуры и истории.
В крае только объектов национального значения более двух десятков, а курганов, вошедших в перечень археологических памятников, – более семи тысяч.
Лишь к половине из них дошла нога ученого. Часть же скифских курганов край безвозвратно потерял: и из-за бездумной сельхоздеятельности, и из-за «черных археологов».
Приднепровье называют своеобразным археологическим заповедником Украины: здесь обнаружены тысячи курганов и могильников. Сколько их точно есть хотя бы в одном из районов, неизвестно: археологи натыкаются на все новые и новые. В то же время степные великаны уничтожает бесхозяйственная рука.
Последний вопиющий случай – в одном из сельских районов. По данным межрайонной природоохранной прокуратуры, фермер сознательно разорял под посевы несколько исторических захоронений, давно выведенных из фонда сельхозугодий. Всего под нынешний урожай в области, по информации правоохранителей, уничтожили 33 кургана.
Ущерб, нанесенный государству из-за разрушения одного кургана, оценивают в сотни тысяч гривен.
Пока же создают реестр памятников археологии и убеждают местные власти брать курганы под опеку…»
Напомним, эта статья была написана в 2010 году.
Уже тогда писали, что Днепропетровская область является «историческим заповедником», где тысячи курганов и могильников находятся в незащищенном состоянии.
Уже тогда писали, что историки «убеждают местные власти брать курганы под опеку».
В 2013 году Лидия Голубчик, директор Днепропетровского областного центра по охране историко-культурных ценностей, рассказывала о проделанной работе:
«У нас много памятников археологии, оставленных кочевыми племенами. В прошлом году мы завершили работу по инвентаризации и определению границ памятников археологии по визуальным признакам. Количество курганов, нуждающихся во внесении в Госреестр, увеличилось почти вдвое и сейчас составляет более 14 тысяч. Они выводятся из категории земель сельскохозяйственного назначения и переводятся в историко-культурную».
Но оказалось, что спустя почти 15 лет мало что изменилось. Да, историки и археологи проводили работу, но по Закону Украины «Об охране культурного наследия» не только центральные органы исполнительной власти ответственны за сохранение курганов, но и местные власти:
«Охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления».
«Любая достопримечательность, – утверждает Голубчик, – является достоянием государства, но она принадлежит определенной территориальной громаде. И именно эта громада является пользователем памятки. Она может ее привлекать в различные программы, туристические, например, экскурсии справочные… То есть община заботится о достопримечательности. И здесь община должна памятку взять на баланс, заключить охранный договор на эту памятку, где будет прописана вся составляющая, что входит именно в охрану этой памятки, какие виды деятельности можно осуществлять, а какие нет. Кроме того, составить учетную документацию на этот памятник, постоянно проводить мониторинг памятника и составлять акты состояния его сохранности. Это задача территориальной громады, они выписаны в законе».
Но, как оказалось в 2023 году, в территориальных громадах почти не занимались историческими памятниками – курганами и могильниками.
Однако слово «почти» может оказаться в некоторых случаях неуместным – лучше написать: «вообще».
Запрос ИА «Антикоррупционный правозащитный совет» в Министерство культуры и информационной политики Украины о порядке оформления документации территориальными громадами касательно охраны и сохранения курганов
Мы обратились в Министерство культуры и информационной политики Украины по поводу разъяснений, каким образом территориальные громады должны охранять курганы.
Был получен следующий ответ, подчеркнем важные фрагменты:
«Согласно пункту 2 части второй статьи 6 Закона «Об охране культурного наследия» в полномочия районных государственных администраций, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета в соответствии с их компетенцией в сфере охраны культурного наследия принадлежит подача предложений органу охраны культурного наследия высшего уровня о внесении объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, внесение изменений в него и о внесении соответствующей территории в Список исторических населенных мест Украины.
Уполномоченный орган (в том числе орган охраны культурного наследия территориального общества) обязан обеспечить составление учетной документации на только что обнаруженный объект культурного наследия в срок, не превышающий трех лет с даты занесения объекта культурного наследия в Перечень…
Согласно пункту 11 части второй статьи 6 Закона в полномочия вышеупомянутых органов охраны культурного наследия принадлежит заключение охранных договоров на памятники в пределах полномочий, делегированных органом охраны культурного наследия высшего уровня в соответствии с Законом.
Охранные договоры заключаются в соответствии с Порядком заключения охранных договоров на памятники культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2001 г. №1768, в котором регламентирован перечень необходимой документации (с текстом которого можно ознакомиться по ссылке https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1768-2001-%D0%BF#Text).
Кроме того, рекомендуем территориальным общинам, на территории которых находятся объекты культурного наследия, создать орган охраны культурного наследия для выполнения норм законодательства в сфере охраны культурного наследия в соответствии с полномочиями, определенными частью второй статьи 6 Закона.
Также информируем, что согласно статье 30 Закона, органы местного самоуправления, на территории которых не созданы органы охраны культурного наследия, обязаны запретить любую деятельность юридических или физических лиц, создающую угрозу памятнику, немедленно уведомив об этом соответствующий орган охраны культурного наследия местного органа исполнительной власти
Органы местного самоуправления обязаны уведомлять соответствующие органы охраны культурного наследия о бездействии собственника или уполномоченного им органа, лица, приобретшего права владения, пользования или управления, создающего угрозу памятнику».
Заброшенные курганы в Днепропетровской области: статистика, собранная ИА «Антикоррупционный правозащитный совет»
ИА «Антикоррупционный правозащитный совет» после скандала, возникшего вокруг «Белюховой могилы» и выявившего заброшенность курганов в Подгородненской громаде, заинтересовалось вопросом, какая ситуация вообще с курганами в Днепропетровской области.
Нашему интересу также способствовали обращения граждан в «АПР»: в бездействии власти они подозревали не только халатность, но и вероятное хищение бюджетных средств, выделяемых на исторические памятники.
Мы обратились с официальным запросом в Днепропетровскую областную военную администрацию о количестве курганов в регионе, которая в свою очередь перенаправила его в территориальные громады.
Вот какую информацию мы собрали:
Кургани, могильники, пам’ятки археології в Дніпропетровській області
Назва громади, ради | Кількість курганів | Охоронна та облікова документація |
Апостолівська міська рада | 275 курганів в «ансамблях» та 60 окремих археологічних пам’яток, 2 кургани мають національне значення (всього 335) | Відсутня, але зобов’язуються оформити облікову документацію до 2028 року |
Божедарівська селищна рада | 66 | Відсутня |
Вакулівська сільська рада | Національного значення 18, місцевого значення 80, виявлених нових 30 (всього 128) | Відсутня |
Васильківська селищна рада | 147 | Відсутня |
Великомихайлівська сільська рада | 48 | Відсутня |
Вербківська сільська рада | 181 | Відсутня |
Верхівцевська міська рада | 23 | Відсутня, вказали, коштів на це бракує |
Верхньодніпровська міська рада | «140 із внутрішньокомплексними 332» | Ухилились від відповіді |
Вишнівська селищна рада | 65 | Відсутня |
Глеюватська сільська рада | 38 (2 кургани національного значення) | 2 |
Девладівська сільська рада | 127 (2 національного значення) | Відсутня |
Дубовиківська сільська рада | Точну кількість не надали, вказали лише 24 курганних комплекси | Відсутня |
Зайцівська сільська рада | 79 | 20 |
Затишнянська сільська рада | 69 | Відсутня |
Зеленодольська міська рада | 198 | Відсутня |
Іларіонівська селищна рада | 128 | Відсутня |
Карпівська сільська рада | 107 | Відсутня |
Китайгородська сільська рада | 17 | Відсутня |
Криничанська селищна рада | 79 | Відсутня, відповіли, що документи повинні оформляти в МКІП |
Лихівська селищна рада | 69 | Відсутня |
Магдалинівська селищна рада | 169 | Відсутня (вказують, що це справа держави, а не селищної ради) |
Маломихайлівська сільська рада | 40 | Відсутня |
Межиріцька сільська рада | 364 | Відсутня (формулюють «візьмемо по закінченню воєнного стану») |
Межівська селищна рада | 111 | Відсутня |
Миколаєвська сільська рада | Не встановили | Відсутня |
Миколаївська сільська рада | 378 | Відсутня |
Новоолександрівська сільська рада | 46 | Відсутня |
П’ятихатська міська рада | 89 у листі розмито вказано «пам’ятки археології» | 27 |
Перещепинська міська рада | 166 | Відсутня |
Петриківська селищна рада | 101 | Відсутня |
Петропавлівська селищна рада | 117 | Відсутня |
Покровська селищна рада | 188 | Ухилились від відповіді, ймовірно, відсутня |
Покровська сільська рада | 122 | Відсутня |
Раївська сільська рада | 324 | Відсутня |
Роздорська селищна рада | 97 | Відсутня |
Саксаганська сільська рада | 80 | Відсутня |
Славгородська селищна рада | Відсутня інформація, вказують, що це справа держави, вони до курганів нібито відношення не мають | Відсутня, вказують, що це не справа селищної ради, а держави |
Слободжанська селищна рада | 25 курганів (в листі вказано: «ще 5 курганів під питанням») | Відсутня |
Слов’янська сільська рада | 81 | Відсутня |
Солонянська селищна рада | 338 | Відсутня, відповіли, що документи повинні оформляти в МКІП |
Софіївська селищна рада | 176 | Відсутня |
Сурсько-литовська сільська рада | 17 | Відсутня |
Томаківська селищна рада | 300 | 3 (на 5 курганів) |
Троїцька сільська рада | 354 | Відсутня |
Українська сільська рада | 49 | Відсутня, вказують, що це справа держави |
Червоногригорівська селищна рада | 10 | Відсутня |
Чумаківська сільська рада | 25 | Відсутня |
Широківська селищна рада | 99 | Відсутня, вказують, що заважає війна |
ВСЬОГО | Понад 5942 | 52 |
Вопреки законодательству ПРОИГНОРИРОВАЛИ запрос о состоянии курганов следующие громады:
По состоянию на 23.05.2023 ответ на информационный запрос предоставили не все надлежащие распорядители информации.
Так, не ответили такие исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов Днепропетровской области (по территориальным общинам):
- Дніпровський район (Дніпровська міська територіальна громада, Любимівська сільська територіальна громада, Ляшківська сільська територіальна громада, Могилівська сільська територіальна громада, Новопокровська селищна територіальна громада, Обухівська селищна територіальна громада, Святовасилівська сільська територіальна громада, Царичанська селищна територіальна громада).
- Кам’янський район (Вільногірська міська територіальна громада Жовтоводська міська територіальна громада).
- Криворізький район (Гречаноподівська сільська територіальна громада, Грушівська сільська територіальна громада, Криворізька міська територіальна громада, Лозуватська сільська територіальна громада, Нивотрудівська сільська територіальна громада, Новолатівська сільська територіальна громада, Новопільська сільська територіальна громада).
- Нікопольський район (Марганецька міська територіальна громада, Мирівська сільська територіальна громада, Нікопольська міська територіальна громада, Першотравневська сільська територіальна громада, Покровська сільська територіальна громада).
- Новомосковський район (Губиниська селищна територіальна громада, Личківська сільська територіальна громада, Новомосковська міська територіальна громада, Піщанська сільська територіальна громада Черкаська селищна територіальна громада Чернеччинська сільська територіальна громада).
- Павлоградський район (Богданівська сільська територіальна громада, Павлоградська міська територіальна громада, Тернівська міська територіальна громада, Юр’ївська селищна територіальна громада).
- Синельниківський район (Брагинівська сільська територіальна громада, Новопавлівська сільська територіальна громада, Першотравенська міська територіальна громада, Синельниківська міська територіальна громада).
На нашу просьбу повлиять на проигнорировавшие запросы громады в Днепропетровской областной военной администрации ответили примерно следующее: ну проигнорировали, так проигнорировали.
Из этого мы можем заключить, что курганы в громадах, не предоставивших информацию об исторических памятниках, находятся в таком же заброшенном состоянии, охранная и учетная документация отсутствует.
А таких курганов – тысячи.
Заброшенные курганы в Днепропетровской области: что делать?
В результате нашего журналистского расследования выяснилось, что памятники археологии, которых тысячи, находятся в заброшенном и незащищенном состоянии.
В своих ответах на наш запрос местные советы часто указывают: «уже создана рабочая комиссия, которая займется оформлением документации», «мешает война, а вот после войны займемся», «я не я, курганы – не мои, пусть государство занимается».
Можно предположить, что рабочие группы не созданы, про них говорится для отвода глаз, мол, да, знаем, что с курганами беспорядок, но уже начали наводить порядок.
Можно предположить, что не в войне дело, плохому танцору известно что мешает. На войну списать можно все, и должностным лицам война мать родная, потому что ею можно прикрыть и собственную халатность, и коррупцию.
А переложить ответственность на центральные органы власти – это что, незнание законодательства, наглость?
Так ведут себя местные советы: они перекладывают ответственность на центральные органы. Но занимаются ли курганами центральные органы? Можно увидеть, что они выбрали ту же тактику: перекладывают ответственность на громады.
Это все напоминает ситуацию с бомбоубежищами, которая возникла в Днепре. Идет война, гибнут люди. Но городской голова вступил в конфликт с Фондом госимущества. Фонд не хочет (или не может) привести заброшенные бомбоубежища в надлежащее состояние и пытается передать их на баланс властей Днепра. А власти Днепра не хотят их принимать и требуют провести ремонтные работы.
Как результат – люди гибнут, бомбоубежища в ненадлежащем состоянии.
Во время скандала вокруг «Белюховой могилы» появилась представительница Подгородненской громады из профильного подразделения, занимающееся вопросами культуры, религии, и обвинила археологов. Однако курганы заброшенными были до археологов, а некоторые превратились в помойку.
А что ж местные власти?
Напоминаем, что относительно «Белюховой могилы» мы получили три ответа от должностных лиц. И.о. городского головы Кучма написал, что документы на раскопки он получил, все с раскопками хорошо. Заммэра Олег Кудлай собрал комиссию и в заключении указал, что документов нет, а сомнительные люди, назвавшиеся археологами, разрушают курган. Другой заместитель городского головы Слуцкий ответил, что курган в Подгородном вообще не относится к городу Подгородное, поэтому за курганом они следить не обязаны. При этом инспектор отдела культуры Подгородненского городского совета Оксана Козакова присутствовала на кургане, когда приехали журналисты, и активно выражала свое недовольство работой археологов.
Вот такая сплошная шизофрения: чиновники дали противоречивые ответы в один день. И эти ответы указывают, что с курганами полный беспорядок, ими не занимались должным образом.
А что касается кургана в Новоалександровке, то мы передали в правоохранительные органы информацию о возможных нарушениях, но закончилось ничем.
Можно ли надеяться, что в других громадах ситуация лучше?
Но почему возникла такая ситуация? Здесь и халатность, и отсутствие у должностных лиц знания законодательства об охране культурного наследия, и нежелание нести ответственность.
Здесь и перекладывание ответственности на другие структуры.
Но это перекладывание ответственности закономерно, поскольку неразумное реформирование законодательства приводит к беспорядку (или вполне «разумное» – плохо для государства и людей, хорошо для коррупционеров).
Так, с 1 января 2023 года в Закон Украины «Об охране культурного наследия» внесли изменения – теперь можно строить в исторических ареалах без разрешения Министерства культуры. Это привело к тому, что застройщики бросились строить в границах охранных зон. Но кто будет отвечать за вред, который наносят историческим памятникам ?
С этим вопросом мы обратились в МКИП, нам ответили: местные власти. А местные власти отвечают: все вопросы – к Минкультуре.
И снова этот беспорядок прикрывают войной, мол, не до культурного наследия, порядок наведем потом.
Но надеемся, что во власти найдутся люди, которые все же в пределах своих полномочий будут способствовать решению проблемы и сохранению нашей истории.
Напомним, ранее мы писали о захвате земли в заказнике «Приорильский».
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.