Слово от журналистов-расследователей, освещающих проблемы коррупции.

Почему эффективный прокурор Днепропетровщины с самыми лучшими показателями в Украине внезапно стал неудобным и невыгодным Киеву? Неужели руководящая должность стала нужна для обслуживания элит, а не обычных украинцев?

Александр Снисарь,

глава ИА Антикоррупционный правозащитный совет, правозащитник, адвокат

Мы, журналисты-расследователи Информационного агентства Антикоррупционный правозащитный совет, нередко с критикой оцениваем деятельность правоохранительных органов. Наша организация работает с 2012 года, и за это время мы видели многих руководителей правоохранительных органов. Мы имеем право и возможность производить объективные оценки их работы.

Наши расследования разоблачают правонарушения, указывают на системные проблемы и требуют справедливости. Однако мы не только критикуем, но и признаем положительные сдвиги. И как журналисты мы хотим высказать свою позицию в защиту руководства Днепропетровской областной прокуратуры, демонстрирующего высокий уровень профессионализма в условиях войны и сложных региональных вызовов. Узнав о проверке, инициированной новым Генеральным прокурором, мы решили вставить свои «пять копеек», ведь имеем что сказать.

Как журналисты, мы не можем остаться в стороне и не спросить: почему именно область с одними из лучших показателей попала под пристальное внимание – по информации из открытых источников, приехало более 30 проверяющих? Во время военного положения тридцати прокурорам в Киеве нечем заняться? И какова ее цель: превратить руководящую прокурорскую должность в инструмент для обслуживания элит, не всегда демонстрирующих честность и соблюдение законов, в частности о коррупции, вместо служения гражданам, или действительно ли улучшить работу прокуратуры?

Днепропетровская областная прокуратура, возглавляемая Сергеем Бижко, стабильно демонстрирует одни из лучших показателей в Украине по разным направлениям работы.

Например, в 2023 году процент раскрытия уголовных правонарушений по оконченным уголовным производствам в области составил 53,4%, что значительно превышает средний показатель по Украине (36,8%). Еще более впечатляющим является процент раскрытия дел, в которых лицам уже объявлено о подозрении – 60,2% по сравнению с 43% по стране.

Если сравнить статистические данные из открытых источников (сайты Офиса Генерального прокурора и местных прокуратур), Днепропетровская областная прокуратура занимает лидирующие позиции в сфере возврата бюджетных средств, земель и захваченной недвижимости (входит в тройку лидеров среди прокуратур других областей). В то же время по общим показателям эффективности она демонстрирует лучшие результаты.

И у нас, журналистов-расследователей, которые исследуют, в частности, вопросы коррупции в правоохранительных органах, возникает закономерный вопрос: демонстрируют ли сами проверяющие, являющиеся прокурорами, лучшие показатели на своих должностях? По информации из открытых источников, группу проверяющих возглавляет новый заместитель недавно назначенного Генерального прокурора. Обществу было бы интересно узнать, показывал ли он сам на прежней должности лучшие результаты, чем Днепропетровская областная прокуратура, чтобы иметь моральное право поучать местных прокуроров? Все мы знаем, как важно среди правоохранителей иметь авторитет. Если же руководитель сам не является авторитетом из-за низких показателей или причастности к коррупционным скандалам, как он может критиковать подчиненных, имеющих лучшие результаты? Критиковать конечно можно, особенно если ты внезапно стал выгодным для кого-то «наверху» и тебя временно назначили начальником. Но не будет ли это выглядеть смешно в глазах подчиненных, которые добросовестно выполняют свои обязанности?

Успешная деятельность Днепропетровской областной прокуратуры заслуживает признания: стоит не только критиковать, но и отмечать достижения. Эта работа оказывает непосредственное влияние на безопасность и правопорядок в области. Высокие показатели раскрываемости преступлений не только укрепляют доверие граждан к правоохранительной системе, которая, откровенно говоря, не всегда пользуется популярностью, но и является важным шагом к обеспечению неотвратимости наказания.

От защиты интересов государства к борьбе с организованной преступностью – результаты говорят сами за себя. Десятки уголовных производств, инициированных по заявлениям нашей организации, успешно расследуются. Например, дело о покушении на убийство меня, руководителя антикоррупционного медиа и соответствующей общественной организации, или многочисленные иски в интересах государства, большинство из которых уже выиграны, свидетельствуют об активной и результативной работе. Это не просто статистика – реальная защита прав граждан и государственных интересов.

Но волнует ли проверяющих из Киева борьба с преступностью, или речь идет о банальном перераспределении власти, даже если это будет иметь негативные последствия?

Днепропетровщина – регион со сложными клановыми делениями, где интересы местных «князьков» часто пытаются диктовать правила. Однако действующее руководство прокуратуры демонстрирует политическую незаангажированность, являющуюся редкостью в таких условиях. Сплетни и информационные атаки в подконтрольных определенным группам СМИ лишь подтверждают, что прокуратура неудобна для тех, кто привык покупать влияние. Отсутствие подтвержденных фактов недобросовестности или нарушений со стороны руководства – это не «тишина», а свидетельство принципиальной позиции: «Если о вас не говорят – вы ничего не делаете».

Информационное агентство Антикоррупционный правозащитный совет провело многочисленные журналистские расследования, посвященные коррупции, захвату земли и недвижимости, незаконному строительству, хищению на тендерах, продвижению «своих» компаний и махинациям с бюджетными средствами. Подчеркиваем, что параллельно с нашей деятельностью Днепропетровская областная прокуратура также активно реагирует на эти преступления: возбуждает уголовные производства, проводит судебные процессы, многие из которых приобретают широкий общественный резонанс.

Следует отметить, что во время нашей журналистской деятельности мы неоднократно выявляли правонарушения, факты коррупции. Полученные материалы мы передавали в прокуратуру, и в каждом случае она оперативно реагировала на наши обращения, демонстрируя результаты. Мы ни разу не сталкивались с ситуацией, когда бы в прокуратуре игнорировали нас или отказывали в сотрудничестве в рамках законодательства .

Прокуратура занимает жесткую позицию в борьбе с наркопреступностью, незаконным игорным бизнесом и другими общественно опасными явлениями. К сожалению, суды не всегда поддерживают такую принципиальность, что затрудняет доведение дел до логического завершения. Однако это не умаляет усилий прокуроров, системно работающих над очисткой региона от этих угроз. Такая деятельность нуждается не только в профессионализме, но и в смелости, ведь противодействие организованной преступности всегда вызывает сопротивление.

Недавно в Днепропетровскую область прибыла проверка из новой Генпрокуроры – более 30 прокуроров из Киева. Неужели руководящая должность в Днепропетровской областной прокуратуре кому-то необходима для реализации того, что закон называет «злоупотреблением властью»? Неужели речь идет об установлении «своего» человека для обслуживания определенных политических сил, а не интересов граждан? Не логичнее ли сосредоточиться на регионах, где коррупционные скандалы с прокурорами получили огласку и, главное, подтверждение? Мы не ставим под вопрос необходимость проверок, но какова их цель? Не идет ли речь о подготовке к кадровым изменениям, которые могут заменить эффективное руководство более «удобным» или «чужеродным» для региона?

Мы уже видели, как назначенные «сверху» руководители не всегда учитывают специфику Днепропетровщины. Часто такие временщики работают лишь для того, чтобы засветиться перед переводом в столичные кабинеты. Нужны ли такие эксперименты нашему региону, особенно в прифронтовой зоне, где стабильность правоохранительных органов критически важна?

Нынешнее руководство Днепропетровской областной прокуратуры демонстрирует лучшую результативность, чем большинство предшественников. Мы можем об этом говорить, потому что за 13 лет существования организации видели многих руководителей. В прифронтовой области, где население выросло из-за миграции, а кадровый голод в прокуратуре ощущается остро, действующее руководство обеспечивает стабильность и эффективность. Смена руководителя сейчас – потеря времени на адаптацию к сложной региональной специфике и риск разбалансирования системы. Сколько нужно новому руководителю, чтобы разобраться в местных «клановых течениях»? А если он приведет «свою команду» из другого региона, сколько времени уйдет на их интеграцию?

Действующий прокурор неудобен для многих, потому что работает. Но нужен ли «удобный» прокурор жителям Днепропетровщины? Учитывают ли «там, наверху», интересы обычных граждан, или только бизнес и клановые группы диктуют повестку дня?

Мы призываем к прозрачности в проведении проверок и надеемся, что любые решения будут учитывать интересы Днепропетровщины, а не только политические или клановые амбиции. Время покажет, но мы, как всегда, будем следить за ситуацией и держать руку на пульсе.


Больше на АПС

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.