Закон Украины, внесённый Президентом Украины, направлен на усиление полномочий Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) путём внесения изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты.
Новый закон о НАБУ от Президента: ИА Антикорупционный правозащитный совет проанализировало изменения.
Основные цели и положения закона:
- Укрепление независимости НАБУ и САП:
- Ограничивается влияние Генерального прокурора на досудебные расследования, проводимые НАБУ. Например, Генеральный прокурор не может давать указания подразделениям детективов или внутреннего контроля НАБУ относительно доступа к материалам расследований.
- Запрещается передавать дела, подследственные НАБУ, другим органам досудебного расследования, кроме исключительных случаев (например, невозможность функционирования НАБУ в условиях военного положения), причём решение об этом может принимать только руководитель САП или Генеральный прокурор.
- Расширение полномочий САП:
- Руководитель САП, его заместители и прокуроры получают право дополнять, изменять или отказываться от апелляционных или кассационных жалоб в делах, относящихся к их компетенции.
- Прокуроры САП становятся единственными, кто может давать письменные указания детективам НАБУ, что обеспечивает большую автономию в их работе.
- Подследственность НАБУ:
- Закон уточняет перечень уголовных правонарушений, расследуемых НАБУ, в частности коррупционных преступлений, совершённых высокопоставленными лицами. Прокурор САП может дополнительно относить к подследственности НАБУ дела, если они повлекли тяжёлые последствия для общественных или государственных интересов.
- Подразделение внутреннего контроля НАБУ получает полномочия расследовать правонарушения, совершённые сотрудниками НАБУ (кроме Директора и его заместителей).
- Разрешение споров о подследственности:
- Споры о подследственности дел, касающихся НАБУ, разрешает Генеральный прокурор или руководитель САП. Для дел, связанных с Бюро экономической безопасности, споры разрешает Генеральный прокурор.
- Антикоррупционные меры и проверки:
- Вводится обязательное полиграфологическое исследование раз в два года для сотрудников НАБУ, САП, Бюро экономической безопасности, Офиса Генерального прокурора, ГБР и Нацполиции, имеющих доступ к государственной тайне, для выявления возможных действий в пользу государства-агрессора.
- СБУ в течение шести месяцев после вступления закона в силу проведёт проверку этих сотрудников.
- Экстрадиция и возврат активов:
- Офис Генерального прокурора и Министерство юстиции должны активизировать работу по экстрадиции лиц, уклоняющихся от расследования или наказания, а также по возврату активов, полученных преступным путём. При необходимости в течение трёх месяцев разрабатываются соответствующие изменения в законодательство.
- Ограничение выезда за границу:
- Сотрудникам НАБУ на время военного положения запрещается выезжать за границу, кроме служебных командировок.
- Изменения в Закон “О прокуратуре”:
- Уточняется, что Генеральный прокурор и его заместители не могут вмешиваться в деятельность прокуроров САП, а административные приказы относительно САП выдаются только по согласованию с руководителем САП.
Заключительные положения:
- Закон вступает в силу со дня, следующего за его опубликованием.
- Устанавливаются сроки для выполнения мероприятий, в частности по проверкам, экстрадиции и возврату активов, а также внесению изменений в нормативные акты.
Это означает откат назад: предварительный скандальный закон №12414, подчиняющий ведомства Генпрокурору, останется в прошлом.
_____________________
Читай нас дальше
События в Днепре и Днепропетровской области.
Журналистские расследования: коррупция, криминал, хищение бюджета, рейдерство (захват земли и недвижимости), фиктивные тендеры и нарушения законодательства о публичных закупках.
Статьи: аналитика, анализ законодательства, советы гражданам, пособия по юридической защите.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.