Анализ закона №7508, который обещает привлечь частный капитал, но открывает двери для коррупции
Новый закон о ГЧП: инвестиции для восстановления или риск «дерибана» имущества?
19 июня 2025 года Верховная Рада Украины приняла законопроект №7508, направленный на совершенствование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Документ ожидает подписи Президента Украины. Закон призван привлечь частные инвестиции для послевоенного восстановления страны, в частности, для строительства дорог, школ, больниц и других объектов, разрушенных войной.
Кроме того, он может быть использован для реализации соглашения с США по добыче недр.
Инициаторы закона, в частности Галина Янченко, ссылаются на успешные примеры ГЧП в других странах. Однако критики, включая международную антикоррупционную организацию Transparency International Ukraine, указывают на его недостатки.
Антикоррупционный правозащитный совет проанализировал закон и пришла к выводу, что в украинских реалиях он создает множество коррупционных лазеек, которые могут привести к разворовыванию имущества, земли и бюджетных средств.
Что такое ГЧП и зачем оно нужно?
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это сотрудничество между государством (или местными властями) и частным бизнесом для реализации важных проектов, таких как строительство дорог, мостов, больниц или модернизация водоснабжения. Государство предоставляет землю или имущество, а бизнес вкладывает деньги, технологии и опыт. В итоге выигрывают обе стороны: государство получает новый объект без значительных бюджетных затрат, а бизнес — прибыль от его эксплуатации или долю в собственности.
Примеры ГЧП:
- Государство предоставляет частной компании землю и разрешение на строительство современной автомагистрали. Компания инвестирует средства, строит дорогу, а затем управляет ею, собирая плату за проезд. Государство получает качественную дорогу без бюджетных затрат, а бизнес зарабатывает на плате за проезд. Например, в Украине это может быть проект трассы Киев–Одесса, где частный партнер модернизирует дорогу, а государство обеспечивает правовую поддержку.
- Представим старую больницу, которую нужно обновить. Государство привлекает частную компанию, которая вкладывает деньги в ремонт, закупку оборудования и обучение персонала. Взамен компания управляет частью платных медицинских услуг (например, диагностикой) и получает прибыль. Пациенты получают лучшие условия, а государство экономит бюджет.
- Частная строительная компания при поддержке государства строит жилой комплекс, где часть квартир становится социальным жильем для льготных категорий (военных, переселенцев), а остальное продается на рынке. Государство предоставляет землю и льготы, а бизнес вкладывает деньги. Например, в рамках ГЧП могут строить доступное жилье для восстановления городов после войны.
Новый закон должен упростить и сделать ГЧП более эффективным, чтобы привлечь больше инвесторов, в том числе иностранных, для восстановления Украины. Он также может быть использован для реализации международных соглашений, например, с США по добыче природных ресурсов (газа, нефти или других недр), где частные компании инвестируют в добычу, а государство получает часть прибыли.
Что предлагает новый закон?
Закон №7508, принятый 19 июня 2025 года, вносит изменения в правила ГЧП, чтобы сделать их удобнее для бизнеса и местных громад. Основные нововведения:
- Прозрачные конкурсы через электронную систему:
С 1 июля 2023 года конкурсы для выбора частных партнеров будут проводиться через электронную торговую систему (ЭТС) — онлайн-платформу, где все документы и процесс отбора будут открытыми. Это должно снизить коррупцию и сделать процесс справедливым. Однако до 1 июля 2024 года конкурсы можно проводить без ЭТС по решению правительства, что оставляет пространство для непрозрачных решений. - Упрощение для небольших проектов:
Для проектов стоимостью до 5,5 млн евро не нужно составлять сложные технико-экономические обоснования — достаточно концептуальной записки. Это облегчает запуск проектов в небольших городах или громадах, например, для ремонта школ или детских садов. - Гибкость в финансировании:
Закон вводит понятие «донор» — международные организации или страны, которые могут предоставлять гранты или кредиты для проектов ГЧП. Это снижает риски для бизнеса и позволяет привлекать больше средств, например, от Всемирного банка или США. - Упрощенный режим для послевоенного восстановления:
Для проектов, связанных с восстановлением разрушенной инфраструктуры (дорог, больниц, энергосетей), действует упрощенная процедура подготовки. Этот режим будет работать во время военного положения и еще 7 лет после его окончания, чтобы ускорить восстановление страны. - Инфраструктура в рассрочку:
Государство может оплачивать частному партнеру проект уже после его завершения, например, когда мост или дорога начнут работать. Это снижает нагрузку на бюджет и позволяет реализовывать больше проектов. Однако в долгосрочной перспективе проект может обойтись бюджету дороже, чем при обычной схеме финансирования. - Частичная собственность для бизнеса:
Частный партнер может получить до 30% собственности на объект ГЧП, например, в проектах по строительству жилья. Это мотивирует бизнес инвестировать, но требует строгого контроля, чтобы имущество не переходило в частные руки по заниженной стоимости. - Разрешение споров:
В случае конфликтов между государством и бизнесом можно использовать медиацию или международный арбитраж, что важно для иностранных инвесторов, желающих защитить свои права.
Эти изменения направлены на то, чтобы сделать Украину привлекательной для инвесторов, которые помогут восстановить страну после войны. Закон также может быть использован для реализации соглашений с США по добыче недр, где американские компании могли бы инвестировать в добычу ресурсов, а Украина получала бы экономическую выгоду.
Но то, что выглядит красиво на бумаге, в наших коррупционных реалиях может привести к нежелательным последствиям. Возможно, именно к этим последствиям стремятся те, кто продвигает закон, чтобы создать очередной коррупционный механизм.
Коррупционные риски и лазейки
Законопроект, который должен упростить привлечение частных инвестиций для восстановления инфраструктуры и экономики Украины после войны, выглядит многообещающе, но на деле может создать серьезные проблемы. Несмотря на обещания меньшей бюрократии, без четких правил он может привести к хаосу, бесконтрольности и коррупции в вопросах земли, строительства и управления государственным имуществом.
Земельные вопросы. Законопроект позволяет быстро передавать земельные участки частным компаниям для проектов, таких как строительство дорог или жилья. Однако не указано, как эти земли будут возвращаться государству после завершения проектов. Отсутствуют четкие сроки и правила подготовки, а стоимость земли может не оцениваться по рыночным стандартам. Это грозит путаницей в земельном кадастре: границы участков могут пересекаться, а права местных громад игнорироваться. Ценные земли могут передаваться приближенным к власти лицам по заниженной цене или без конкурса, а то и вовсе приватизироваться под видом проектов. Чтобы этого избежать, нужно четко прописать правила передачи земли, оценивать ее рыночную стоимость, публиковать все данные и проводить независимый аудит сделок.
Строительство. Законопроект упрощает подготовку проектов, особенно жилищных, отменяя проверки их целесообразности и эффективности. Сметы могут составляться на основе нечетких данных, а требования к качеству строительства или обеспечению социального жилья отсутствуют. Кроме того, до 30% построенного может передаваться частникам без должного контроля. Это может привести к хаотичной застройке, которая перегрузит дороги, коммуникации или школы, а также к экономически невыгодным проектам, приносящим прибыль только частным компаниям. Сметы могут завышаться, чтобы вытянуть больше денег из бюджета. Для предотвращения этого нужно вернуть проверки целесообразности крупных проектов, оценивать их влияние на экологию и инфраструктуру, сделать прозрачной базу данных для смет и контролировать распределение собственности.
Государственное и коммунальное имущество. Законопроект позволяет привлекать к проектам компании, принадлежащие государству или громадам, но не объясняет, как их контролировать. Имущество могут недооценить перед передачей, а учет активов может запутаться из-за смешения государственной, коммунальной и частной собственности. Это усложнит возврат имущества государству, а в худшем случае оно может быть приватизировано через посредников. Необходимо ввести обязательную оценку имущества, вести публичный реестр сделок и проверять компании независимыми аудиторами.
Жилищное строительство. Упрощение процедур для строительства жилья особенно рискованно. Без тщательной проверки проектов и застройщиков недобросовестные компании могут участвовать в проектах и исчезать с деньгами. Коммерческое жилье может вытеснить социальное, оставив уязвимые группы без поддержки. Жилые площади могут передаваться приближенным лицам, а комиссии, утверждающие проекты, действовать в интересах отдельных групп. Чтобы этого избежать, нужно проверять застройщиков, установить квоты для социального жилья и сделать комиссии прозрачными и подотчетными.
Финансовые потоки. Законопроект позволяет финансировать проекты из бюджета, грантов или частных средств, но не объясняет, как контролировать их использование. Распределение грантов нечеткое, а выплаты за проекты могут завышаться из-за размытых критериев. Деньги могут тратиться неэффективно или выводиться через фиктивные сделки. Необходимо ввести обязательный финансовый аудит, четко определить правила распределения грантов и методику выплат.
Координация. Законопроект привлекает множество участников — Кабмин, местные органы, компании, комиссии, — но не объясняет, как они должны взаимодействовать. Роли центральной и местной власти размыты, а единого органа для надзора за проектами нет. Это может привести к задержкам, конфликтам или продвижению проектов, выгодных отдельным бизнес-группам. Необходимо создать единый координационный орган и четко распределить полномочия.
Законопроект, несмотря на благие намерения, может привести к хаосу и коррупции из-за нечетких правил и слабого контроля. Чтобы защитить интересы украинцев, нужно уточнить процедуры, ввести независимый аудит, обеспечить прозрачность процессов и привлечь общественность к надзору. Особое внимание следует уделить жилищным проектам, чтобы они не стали инструментом для спекуляций и не оставили людей без доступного жилья.
_____________________
Читай нас дальше
События в Днепре и Днепропетровской области.
Журналистские расследования: коррупция, криминал, хищение бюджета, рейдерство (захват земли и недвижимости), фиктивные тендеры и нарушения законодательства о публичных закупках.
Статьи: аналитика, анализ законодательства, советы гражданам, пособия по юридической защите.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.