Жителей Днепра волнует вопрос: когда будет достроено метро, как там дела?
Но не только война, но и коррупция в КП «Днепровский метрополитен» Днепровского городского совета может мешать решению этого вопроса в ближайшие годы.
Тем более что недавно были объявлены новые сомнительные тендеры.
Так, в марте 2025 года КП «Днепровский метрополитен» заказало услуги судебного сопровождения у частной конторы: днепровское метро, которое не приносит дохода по официальным данным, потратит 21 миллион на адвокатов.
Это самый дорогой заказ, даже на ремонтно-строительные работы не тратится столько этим предприятием Днепровского горсовета.
К примеру, параллельно объявлен тендер на капитальный ремонт здания главного корпуса электродепо КП «Днепровский метрополитен» по адресу г. Днепр, ул. Ю. Кондратюка, 143а за 1,7 млн. грн.
Но адвокаты стоят больше чем в 10 раз.
При этом дела у метрополитена обстоят плохо: подрядчик, строивший новые станции, сбежал, бросив работу. И вернуть его проблематично из-за войны.
Что там за тендеры на 21 миллион гривен?
Вот ссылка на заказ сопровождения судебных дел:
Услуги по адвокатской деятельности по судебному делу №289/2022, 8,4 млн грн.
Услуги по адвокатской деятельности по судебному делу №288/2022, 6,3 млн грн.
Услуги по адвокатской деятельности по судебному делу №190/2022, 4,2 млн грн.
Услуги по адвокатской деятельности по судебному делу №46/2020, 2,1 млн грн.
Можно предположить, что эти тендерные заказы носят коррупционный характер и нарушают законодательство о публичных закупках.
Откуда такое предположение?
Во-первых, вне конкурса была назначена победителем одна фирма – АДВОКАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БАРРИСТЕРС». Причем его предложение равно ожидаемой стоимости, в то время как конкурс предусматривает, что участники будут предоставлять более выгодное предложение.
Во-вторых, представленная тендерная документация вообще не содержит конкретики. То есть даже принять участие кому-то из адвокатских контор фактически было невозможно.
Отсутствует информация о том, какие услуги заказываются, количество часов, которые будут на них потрачены.
Также в открытых источниках и судебных реестрах вообще отсутствует какая-либо информация о судебных делах с указанными номерами.
Кроме того, подписанный с АО «Барристерс» договор также не содержит никакой конкретики: что должны делать юристы, какие ресурсы тратить, сколько времени и т.д.
Коррупция в КП «Днепровский метрополитен»? Выделено 21 миллион на адвокатов, то есть бюджетные средства сознательно отдали фирме, которую, можно предположить, раньше времени избрали. При этом намерения проводить реальный конкурс не было. При этом договор не содержит никакой конкретики.
Только одно прописано: адвокатские услуги будут предоставляться до конца 2025 года.
Также резонный вопрос: а нельзя ли было за эти деньги в штат нанять собственных адвокатов? Можно было за очень солидную зарплату нанять целую кучу адвокатов. Но нет, давайте выделим десятки миллионов частной фирме непонятно на что.
И это в ситуация, когда дела, в том числе с деньгами, у Днепровского метрополитена совсем плохи. Но если наше предположение о безумной коррупции оправдается, то прогнозы относительно того, когда все же построят новые станции, пессимистические: никогда.
Однако мы выдвигаем только предположение, и если они будут развеяны, мы обрадуемся.
Коррупция в КП «Днепровский метрополитен»: хищение бюджетных средств и роль руководства
Строительство метрополитена в Днепре, которое продолжается с перерывами с 1981 года, стало не только одним из самых длинных инфраструктурных проектов Украины, но и центром многочисленных коррупционных скандалов. За это время проект оброс обвинениями в хищении бюджетных средств, непрозрачных тендерах и злоупотреблениях со стороны местных властей и подрядчиков. В центре внимания часто оказывалось руководство КП «Днепровский метрополитен», в том числе его директор Андрей Овчаренко.
Какие скандалы связаны с метро, действительно ли разворовывали бюджетные средства и как это повлияло на судьбу проекта?
Предыстория строительства метро
Днепровский метрополитен был запущен в 1995 году с одной линией и шестью станциями, но полноценной транспортной системой он не стал. В 2010-х годах городские власти решили расширить метро, привлекая кредиты от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) на 304 миллиона евро. В 2016 году турецкая компания Limak получила контракт на строительство трех новых станций – «Театральная», «Центральная» и «Музейная». Первоначальный дедлайн был в 2021 году, но война, вероятная коррупция и управленческие провалы отодвинули завершение на неопределенный срок.
Наши прошлые исследования
Публикации о КП «Днепровский метрополитен» выходили в «Информационном агентстве Антикоррупционный правозащитный совет» еще в 2021 году.
Об аудите:
Статья «Миллионные потери днепровского метро» описывает результаты проверки коммунального предприятия Восточным офисом Госаудитслужбы, выявившей финансовые нарушения на сумму 353 миллиона гривен за период с 01.01.2017 по 31.10.2020. В частности, речь идет об:
- Уголовном деле (№12020040030001933) против директора КП Андрея Липешкина и представителя подрядчика Башарана Уфука из-за проседания фундамента общежития НТУ «Днепровская политехника», что привело к значительным убыткам.
- Фиктивных работах подрядчиков, завышенных расходах по техническому надзору, корректировке стоимости строительства и оплате услуг консультанта.
- Безосновательные выплаты премий работникам на 723 тысяч гривен.
- Получение субвенции из бюджета (свыше 352 миллионов гривен), которая использовалась на сомнительные расходы вместо строительства метро.
Материалы проверки были переданы в СБУ.
О техногенной катастрофе из-за строительства метро
Также мы провели анализ возможных рисков техногенной катастрофы, связанной со строительством метрополитена в Днепре, и осветили выявленные нарушения в этом процессе. Обсуждается участие турецкого консорциума Limak Insaat Sanayi Ve Ticaret AS как генерального подрядчика, получившего контракт на завершение строительства за кредитные средства ЕБРР (152 млн евро) и ЕИБ (152 млн евро), привлеченные Украиной в 2012-2013 годах. Основной акцент сделан на:
Уголовные производства:
- Выявлены факты возможной подделки документов должностными лицами Limak для получения лицензии на строительство, включая недостоверные данные о штате, технике, помещении и квалификации работников.
- Начаты уголовные производства (в том числе №42016040000001063 от 06.12.2016) по ч. 5 ст. 191 УК Украины (присвоение средств) и ст. 366 УК Украины (служебный подлог).
Финансовые аспекты:
- Кредитные средства от ЕБРР и ЕИБ направлены на проект через государственный бюджет с последующим возмещением расходов Днепровским городским советом. Общая сумма финансирования в 2016 году составила 546,4 млн. грн.
Нарушения и риски:
- Подрядчик, вероятно, не имел необходимой материально-технической базы и работников, что подвергает сомнению качество строительства.
- Возможны негативные последствия для инфраструктуры города и жителей, включая риск техногенной катастрофы из-за некачественного выполнения работ.
Реакция власти и расследования:
- «Антикоррупционный правозащитный совет» обращал внимание на нарушения, которые привели к проверкам и судебным постановлениям (например, от 21.12.2016). Однако расследование сталкивалось с давлением, неоднократными закрытиями и возобновлениями дела, а виновные до сих пор не привлечены к ответственности.
Статья поднимает вопрос о том, смогут ли правоохранительные и контролирующие органы дать окончательный ответ на риск техногенной катастрофы, подчеркивая необходимость надлежащего расследования и контроля за строительством метро в Днепре. А одна из причин вероятной катастрофы – это коррупция в КП « Днепровский метрополитен».
Служебная халатность в КП «Днепровский метрополитен»: суд
Мы посвятили статью судебному процессу над обвиняемыми в деле строительства метрополитена в Днепре – Башараным Уфуком, директором турецкой компании «Лимак Иноат Санаи Ве Тиджарет Аноним Ширкете», и Андреем Липешкиным, директором КП «Днепровский метрополитен». Основные аспекты:
Обвинение:
- Башаран Уфук: Обвиняется в служебной халатности (ч. 2 ст. 367 УК Украины) через проседание фундамента общежития НТУ «Днепровская политехника» и подделку документов (ч. 1 ст. 366 УК Украины) для получения лицензии ГАСИ. Наказание может достигать 5 лет лишения свободы.
- Андрей Липешкин: Обвиняется в служебной халатности (ч. 2 ст. 367 УК Украины) за тот же эпизод с общежитием, а также в завышении стоимости контракта из-за незаконного дополнительного соглашения с подрядчиком.
Уголовные производства :
- Номер производства №12020040030001933 (от 26.10.2020). Досудебное следствие завершено, собраны доказательства, обвинительные акты направлены в суд.
Судебный процесс :
- Дела были переданы в Бабушкинский, Жовтневый и Кировский районные суды Днепра. В марте 2021 г. состоялось подготовительное заседание, рассмотрено ходатайство защиты.
- Ущерб (15 млн грн) возмещен, Башаран Уфук находится под личным обязательством.
Последствия :
- Строительство метро, которое должно было завершиться в 2021 году, задерживается. Статья подчеркивает активную работу прокуратуры и надежду на объективное судебное разбирательство, чтобы виновные не ушли от ответственности.
Статья «ИА АПР» отмечает серьезность обвинений, связанных со строительством метро, и их последствия для инфраструктуры города.
Директор представительства компании «Лимак» Уфук Башаран требовал (!!!)
опровержения материалов, изложенных в статье ИА ОО «Антикоррупционный правозащитный совет»
Он обратился в редакцию с требованием опровергнуть предыдущую статью, в которой говорилось об обвинении компании в возможных нарушениях при строительстве метро, в частности в подделке документов для получения лицензии и других действиях, которые могли привести к присвоению кредитных средств от ЕБРР и ЕИБ.
Компания направила официальное письмо в редакцию с требованием удалить статью или опровергнуть изложенные факты, ссылаясь на то, что информация недостоверна и наносит ущерб ее репутации. Limak угрожала судебным иском в случае невыполнения требований.
Тогда редакция com1.org.ua отметила, что опубликованная информация основывалась на данных из открытых источников, в том числе результатах проверок и уголовных производствах. Мы заявили, что имеем право на свободу слова и освещение общественно важных вопросов и готовы к обжалованию требований Limak в суде.
Но в суд Уфук Башаран так и не обратился, чем косвенно мог подтвердить истинность наших материалов.
Коррупция в КП «Днепровский метрополитен»: однако это не единственные материалы, освещающие проблему.
Другие коррупционные скандалы вокруг метро
- Скандал со взяткой Максима Никитася (2022)
Один из самых громких скандалов связан с экснардепом и застройщиком Максимом Никитасем. В октябре 2022 года НАБУ задержало его за попытку подкупа городского головы Днепра Бориса Филатова взяткой в 22 миллиона евро. Никита предлагал эти средства за заключение контракта на строительство метро с подконтрольными ему компаниями вне тендера. Филатов заявил, что сразу обратился в НАБУ, и операция завершилась задержанием Никитася. Дело находится в Высшем антикоррупционном суде (ВАКС), но этот случай подчеркнул уязвимость проекта к коррупционным схемам на самом высоком уровне. Прямых доказательств хищения бюджетных средств по этому делу нет, но оно намерено обойти прозрачные процедуры. - Непрозрачность расходов и обвинения в хищении
Общественные активисты, в частности из организации «Громадський контроль», в 2022 году обратили внимание на непрозрачность расходования бюджетных средств и кредитов ЕБРР/ЕИБ. Они потребовали от КП «Днепровский метрополитен» обнародовать контракты, акты выполненных работ и отчеты о расходах. Суд поддержал это требование, но предприятие проигнорировало решение, усилившее подозрения в хищении. Хотя точных данных о масштабах злоупотреблений нет, сумма в 304 миллиона евро и отсутствие значительного прогресса в строительстве (только 30% выполнено до 2022 года) свидетельствуют о неэффективном или незаконном использовании средств. - Скандал с уходом Limak и финансовыми потерями
В феврале 2022 года с началом полномасштабного вторжения России Limak прекратила работы, забрав технику и персонал без официального расторжения контракта. Борис Филатов обвинил компанию в «циничном нарушении обязательств», а оставленные тоннели начали разрушаться из-за отсутствия консервации. Это привело к дополнительным расходам из бюджета на поддержание объекта в безопасном состоянии. Хотя прямых доказательств хищения здесь нет, критики указывают на недостаточный контроль со стороны местных властей и КП «Днепровский метрополитен» за действиями подрядчика, что могло способствовать финансовым потерям.
Коррупция в КП «Днепровский метрополитен»: роль руководства и Андрея Овчаренко
Директор Андрей Овчаренко неоднократно оказывался под прицелом общественной критики, хотя прямых обвинений в коррупции против него не выдвигали в судебном порядке. Основные претензии к нему связаны со следующими аспектами:
- Непрозрачность отчетности: Под его руководством предприятие не выполнило судебное решение о раскрытии финансовых документов, что усилило подозрения в сокрытии информации о расходах. Активисты предполагают, что это может свидетельствовать о злоупотреблениях, но конкретных доказательств хищения нет.
- Управленческие просчеты: Уход Limak и последующее затопление тоннелей критикуют как результат слабого менеджмента. Овчаренко в интервью «Наше місто» в феврале 2025 года объяснял, что город «принимает все меры для избежания аварий», но не детализировал, почему не удалось законсервировать объект сразу после ухода подрядчика.
- Отсутствие прогресса: За время его руководства метро не продвинулось до завершения, что подвергает сомнению эффективность управления средствами и проектом в целом.
Хотя Овчаренко не фигурирует в уголовных производствах как обвиняемый, его деятельность ассоциируется с неэффективностью и непрозрачностью, способствующих спекуляциям о коррупции.
Было ли хищение бюджетных средств?
Изложенные факты создают основания для предположений о злоупотреблениях. Общественные активисты и эксперты считают, что неэффективное управление средствами могло привести к их «распилу» из-за фиктивных расходов или завышенных контрактов, но это остается на уровне гипотез без судебных подтверждений.
Возможно, в их словах все же есть резон, поскольку если Днепровское метро выделяет на частных адвокатов 21 миллион гривен, не определив в договоре конкретные обязанности, то коррупция в КП «Днепровский метрополитен» действительно имеет место?
Напоминаем, раньше мы писали о фиктивном тендерном конкурсе в городе Каменске, курированном из мэрии.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.