Счетная палата 24 октября 2023 г. сделала отчет по аудиту эффективности использования средств Министерством обороны на питание и вещевое имущество
Как воровали в Министерстве обороны Украины: в этой статье мы рассмотрим главные выводы аудиторов (ссылка на официальные документы).
Они неутешительны:
– высокий риск коррупционной составляющей;
– победителями тендеров и поставщиками были «свои» люди, то есть существовал вероятный «договорняк», как разворовать бюджетные средства. Из этого следует нарушение тендерных конкурсов, отсутствие мониторинга цен, отсутствие у победителей необходимых документов и т.д. Аудиторы отмечают: у них есть криминальный шлейф, а также примеры их невыполнения обязательств. Кстати, мы уже писали о выводах независимых аудиторов по тендерам на строительство в Днепропетровской области, в случае с Минобороны так же: сомнительные фирмы, погрязшие в уголовных делах, без надлежащих документов и реальных ресурсов выполнить тендеры. Тем не менее, они всегда побеждают в подозрительных тендерных конкурсах.
– стоимость продуктов завышена на 30%, но есть позиции, завышенные в два-три раза;
– 75% продуктов питания не применяются как для приготовления пищи в стационарных столовых, так и в полевых условиях;
– склады не выдерживают критики – отсутствует должное хранение.
Но это не все. Аудиторы не искали мягких формулировок:
– «непродуктивное использование средств»;
– «не обеспечен надлежащий мониторинг рыночных цен на продукты питания на стадии заключения договоров»;
– «обеспечение питания военнослужащих ВСУ несовершенно»;
– «несоблюдение Министерством принципов прозрачности осуществления закупок», «отсутствие конкурентной среды создает риски коррупции»;
– «складские помещения воинских частей не обеспечивают надлежащего хранения вещевого имущества».
Несмотря на это, министр обороны Резников не привлечен к ответственности. Официальная позиция власти: это не он, это все они, а он просто недосмотрел. Об этом пишет журналист Саймон Шустер в Time: «Зеленский сделал несколько драматических шагов. В начале сентября он уволил министра обороны Алексея Резникова, члена своего ближайшего окружения, попавшего под пристальное внимание из-за коррупции в его министерстве. Два советника президента сказали мне, что он лично не был причастен к взяточничеству. «Но он не смог навести порядок в своем министерстве», – сказал один из них, указывая на завышенные цены, которые министерство платило за поставки, например, за зимние пальто для солдат и яйца для обеспечения их питанием».
Первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по антикоррупционной политике Ярослав Юрчишин назвал причину коррупционных скандалов вокруг Резникова – не столько коррупция, сколько «отсутствие коммуникации с обществом»: « В команде Резникова очень много людей, которые неплохо умеют коммуницировать с обществом еще со времен работы на киевском уровне. Он сам в конце концов юрист и понимает, что любое слово может быть использовано против него. Но это создало впечатление, что министр покрывает коррупцию. И сейчас это проблема, потому что именно с этой позиции это коммуницируют некоторые журналисты и часть гражданских активистов».
Но аудиторы заключили: в Министерстве обороны беспорядок и «велике крадівництво ». Неужели коммуникация отсутствует и с аудиторами, то есть они не все так поняли?
Как воровали в Министерстве обороны Украины: о фирмах и тендерах
Проверка Счетной палаты обнаружила, что между должностными лицами из Министерства обороны Украины и победившими в тендерах компаниями был «договорняк» с самого начала, еще до объявления конкурса.
Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, совершенные в ходе торгов.
Выяснилось, что у компаний отсутствуют необходимые документы. Относительно их руководства открыты уголовные и административные производства – уже воровали до этого. Аудиторы подчеркивают, что некоторые компании до этого не выполняли тендерные обязательства по другим договорам, а также фактически не могли их выполнить по заказу Министерства обороны. Однако Министерство играло на их стороне, проталкивало к победе.
В отчете Счетной палаты фигурируют следующие субъекты хозяйствования – поставщики продуктов для ВСУ: ООО «ОТ «Девелопмент», ООО «Архимагир», ООО «Ректан», ООО «Трейд Гранит Инвест», ООО «Актив компани», ООО «Хорошее блюдо», ООО «Юниорпродукт» и ООО «С-Росток».
Установлено, что ценовые предложения ООО «Хорошее блюдо», ООО «Юниорпродукт» и ООО «С-Росток» на рассмотрение Департамента государственных закупок не поступали, подтверждающих документов по определению победителей по экономически привлекательному ценовому предложению нет. Но Департамент рекомендовал все эти компании заместителю министра Шаповалову для заключения договора.
В ходе аудита был проведен мониторинг по признакам рисковости, по результатам которого установлено, что шесть из восьми поставщиков являются фигурантами многочисленных административных и уголовных производств, при этом у двух из них низкий показатель размера уставного капитала, что создает риски ненадежности.
Так, по данным аналитической службы YouControl размер уставного капитала ООО «Юниорпродукт» – 1 000 грн, общество является фигурантом в одном судебном решении по административному делу Одесского окружного административного суда по вопросам приостановки регистрации налоговых накладных.
ООО «Актив компани» – размер уставного капитала 1 000 тыс грн, фигурант в 23 судебных решениях по четырем административным и 11 уголовным производствам.
ООО «ВТ Девелопмент» – фигурант в трех определениях суда по двум уголовным делам.
ООО «Трейд Гранит Инвест» – фигурант в трех судебных решениях по трем административным делам.
ООО «С-Росток» – фигурант в 54-х судебных решениях по семи административным, 20 хозяйственным и двум гражданским делам.
ООО «Гарна Страва» – фигурант в 10 судебных решениях, по шести административным и двум хозяйственным делам.
Установлено также, что ООО «Трейд Гранит Инвест» не является плательщиком НДС, при этом в заключенном с ним договоре на поставку услуг питания и комплектов продуктов определена такая же цена (36 и 145,8 грн соответственно), как и в договорах с другими поставщиками, являющимися плательщиками НДС. Таким образом, выбор поставщиков, которые обеспечивали в I полугодии 2023 года питание военнослужащих ВСУ, происходил без учета признаков рисковости относительно их надежности. С фирмами заключены договоры при отсутствии документов по определению победителей по экономически привлекательному ценовому предложению, ценовые предложения отдельных контрагентов отсутствуют.
Заключение Счетной палаты: «Указанное свидетельствует о несоблюдении Минобороны принципов прозрачности осуществления закупок, а отсутствие конкурентного создает риски коррупции».
Но договоры заключались с сомнительными поставщиками, несмотря на многочисленные нарушения. Причина одна: с ними договорились разворовывать бюджет.
Отсюда – завышение цен на продукты в одних случаях на 30%, в других – в несколько раз.
Лишь когда разгорелся скандал с яйцами стоимостью 17 гривен за штуку, чиновники из Минобороны были вынуждены снизить стоимость закупок. Дополнительным соглашением яйца стали покупать за 9 гривен, в то время, когда другие структуры безопасности и обороны, например, СБУ, осуществляли закупку за 5-7 гривен.
Стоимость картофеля от ООО «Хорошее блюдо» с 27 грн уменьшена до 16,8 грн, ООО «Юниор Продукт» – с 24 до 14,88 грн, ООО «Актив Компани » – с 22,0 до 14,23 гривны. Вместе с тем, Национальный авиационный университет закупал картофель по цене 10 грн/кг.
Иными словами, даже снизив цену закупок, все равно воровали.
Воровали, были в «плюсе» даже тогда, когда стоимость закупок уменьшили с 42 миллионов до 21.
Причина, почему Министерство пошло на такой шаг, по мнению аудиторов, следующая: «из-за резонанса, вызванного в обществе относительно завышения стоимости отдельных видов продуктов питания, которые поставлялись ВСУ по договорам, заключенным между Минобороны и субъектами хозяйствования».
Как воровали в Министерстве обороны – общие выводы
Благодаря фиктивным тендерным конкурсам поставками питания занялись «свои».
Цель – хищение бюджетных средств.
Именно поэтому ситуация в Министерстве обороны сложилась безутешная. Для народа Украины, а не для коррупционеров.
На это указывает Счетная палата.
Так, Министерством не обеспечено обоснованное планирование и продуктивное использование бюджетных средств. В результате израсходовано 5 358,2 млн грн, неэкономно – 6,6 млн грн, при этом с нарушением законодательства – 639 млн грн, а с нарушением процедур законодательства об оборонных закупках – 9 440,6 млн грн.
Приобретение наиболее употребляемых продуктов питания осуществлялось по ценам, которые в среднем на 30% превышали рыночные. Есть риск непоступлений в государственный бюджет почти 57,5 млн грн штрафных санкций.
Процесс планирования расходов государственного бюджета на приобретение вещевого имущества и обеспечение питания военнослужащих ВСУ был несовершенным и недостаточно обоснованным.
На складах хранится морально и физически устаревшее имущество стоимостью 31,2 млн грн, которое не используется по назначению. Из-за несоблюдения поставщиками условий договоров не получено 2328670 ед. вещевого имущества на 2080,9 млн грн, что создает риски ненадлежащего вещевого обеспечения военнослужащих ВСУ.
Отдельные складские помещения воинских частей не обеспечивают надлежащего хранения вещевого имущества, нуждаются в текущем или капитальном ремонте. Для хранения имущества употребляются помещения продовольственного склада, некое вещное имущество хранится в контейнерах за пределами складских помещений. Только в двух воинских частях, где была проверка, хранится имущество балансовой стоимостью 31,2 млн грн, которое долго не использовали по назначению, оно устарело и непригодно.
Определенная Минобороны стоимость питания одного военнослужащего ВСУ в сутки превышает такую стоимость в других подразделениях сектора безопасности и обороны.
Министерством финансов Украины не соблюдены нормы пункта 26 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений.
Выбор поставщиков, которые обеспечивали в I полугодии 2023 года питание военнослужащих ВСУ, осуществлен без применения риск-ориентировочных подходов к определению контрагентов. С отдельными фирмами заключены договоры при отсутствии предоставления ими ценового предложения. Это свидетельствует о несоблюдении Министерством принципов прозрачности осуществления закупок, а отсутствие конкурентной среды создает риски коррупции.
Не обеспечен надлежащий мониторинг рыночных цен на продукты питания на стадии заключения договоров.
Установлено, что почти 75% из 409 наименований продуктов Каталога продуктов питания не применяются как для приготовления пищи в стационарных столовых, так и в полевых условиях, но оказывают существенное влияние на ценообразование и окончательную стоимость комплекта продуктов.
При планировании потребности на 2023 год не учтены нормы по обеспечению вещевым имуществом военнослужащих женщин.
Фирмы, с которыми Минобороны заключало договоры, имели высокий степень риска необеспечение должного выполнение условий договоров относительно поставка вещевого имущества.
Организация и функционирование системы внутреннего контроля Минобороны осуществлялись с несоблюдением принципов непрерывности, объективности.
Какие выводы?
Идеальные условия для коррупции.
Как воровали в Министерстве обороны Украины: кто понесет ответственность?
Уже при написании этой обзорной статьи появилось сообщение от СБУ о задержании бывшего заместителя Министра обороны.
Как сообщается в открытых источниках, речь идет о подавшем в отставку ВЯЧЕСЛАВЕ ШАПОВАЛОВЕ, когда в январе 2023 года разгорелся скандал с закупкой по завышенным ценам.
В своем заявлении на увольнение он писал:
«В связи с большим публичным резонансом, в значительной степени спровоцированным бездоказательными махинациями вокруг темы обеспечения Вооруженных Сил Украины, созданы риски дестабилизации процессов снабжения армии. Это недопустимо во время войны с Россией.
Исходя из мотивов всесторонней поддержки Вооруженных Сил и интересов команды Минобороны в соответствии с европейской практикой, принял решение покинуть занимаемую должность».
6 ноября 2023 года СБУ сообщило, что бывший заместитель министра обороны Украины, занимавший этот пост с 2021 по 2023 годы, подозревается в растрате государственных средств на почти 1 млрд грн.
По материалам дела, он, вступив в сговор со своими подчиненными, осуществил закупку некачественной военной формы у частной компании на почти 1 млрд грн.
Следствием установлено, что военные ВСУ не могут использовать указанную форму, поскольку она непригодна для эксплуатации в холодное время в условиях ведения интенсивных боевых действий.
На основании собранных материалов следователи Службы безопасности сообщили бывшему заместителю Министра о подозрении по двум статьям Уголовного кодекса Украины:
ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением);
ч. 2 ст. 28 и ч. 1 ст. 114-1 (препятствование законной деятельности Вооруженных сил Украины и других военных формирований).
По таким же статьям сообщено о подозрении его сообщнику – бывшему исполняющему обязанности директора Департамента государственных закупок Министерства обороны.
В настоящее время оба злоумышленника находятся под стражей.
Что это: попытка найти «козла отпущения» и спасти Резникова?
Попытка показать Западу: смотрите, мы боремся с коррупцией?
Или действительно обновление Министерства обороны Украины?
Обратите внимание, речь в подозрении не идет о хищении на питании, то есть за это никто не ответил.
Как воровали в Министерстве обороны Украины, ясно, но к каким последствиям приведет отчет Счетной палаты? Понесет ли кто-нибудь, кроме Шаповалова и его сообщников, ответственность? Или же снова «забудут»?
Напоминаем, раньше мы писали, что выиграли суд. Теперь распорядитель информации должен давать ответ, даже если запрашиваемые документы находятся в архиве, а не уклоняться от него под этим предлогом.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.