В Украине много лет внедрена схема присвоения бюджетных средств, прокуратура не вылезает из судов, продолжаются уголовные производства, где фигурирует компания Yasno.
ДТЭК и криминал: схема с бюджетом – о реальных примерах сообщает «Информационное агентство Антикоррупционный правозащитный совет».
У нас вышел ряд журналистских расследований по махинациям, в которых активное участие принимает ДТЭК. В результате этих действий бюджет существенно переплачивает за электроэнергию в нарушение законодательства, в частности о публичных закупках. А в Днепропетровской областной прокуратуре указывают на криминальный состав этих нарушений: злоупотребление властью, хищение бюджетом.
Это что-то вроде скандального «Роттердама+» – как продать бюджету втридорога, прикрываясь вымышленной легендой. Но несмотря на масштабы – схему с электроэнергией внедрили по всей Украине, речь идет о миллиардах – ей вообще не уделяют внимания в СМИ. Наши журналистские расследования фактически остаются единственным источником, где обращается внимание на указанную проблему. Она будто замалчивается другими несмотря на большое количество материалов, которые есть в разработке Днепропетровской областной прокуратуры.
В этой статье мы хотели бы сосредоточить внимание на уголовных производствах, которые касаются вероятного хищения бюджета при реализации схемы с электроэнергией.
Однако следует отметить, что их почему-то всего несколько, в то время когда схема внедрена повсеместно. Но в десятках других случаев в области, известных нам, все ограничивается только хозяйственными судами, мол, верните присвоенные незаконным путем средства и уходите с миром.
Мы думаем, что причина кроется, с одной стороны, в коррупционной стороне этих дел, когда происходит «решелово» с кем нужно, во-вторых, в мощном лоббировании интересов компании Ахметова со стороны депутатов и должностных лиц, которые у него на подкормке. ДТЭК и криминал: схема с бюджетом является колоритным проявлением коррупции.
Схема обогащения ДТЭК и Yasno за счет бюджета: как дополнительные соглашения становятся инструментом махинаций
Энергетический кризис в Украине, вызванный обстрелами инфраструктуры, снова привлек внимание к деятельности компании ДТЭК, в частности ее подразделения Yasno (ООО «Днепровские энергетические услуги»). Пока население страдает от отключения света, в судах Днепропетровской области рассматриваются десятки дел, касающихся сомнительных схем, которые, по мнению прокуратуры, позволяют ДТЭК и Yasno получать дополнительные бюджетные средства в обход законодательства.
В чем состоит механизм, используемый для завладения бюджетными средствами через заключение дополнительных сделок?
Механизм схемы: тендеры, договоры и дополнительные соглашения, или Ясно как воровать
Схема, применяемая ДТЭК и Yasno, базируется на манипуляциях с договорами на поставку электроэнергии для государственных и коммунальных организаций. Она выглядит так:
- Участие в тендерах:
Yasno принимает участие в тендерах на поставку электроэнергии, и из-за лоббирования и фактической монополии оно без проблем определяется победителем. - Заключение базового договора:
После победы в тендере заключается договор с бюджетной организацией (например, отделом образования или городским советом) на поставку электроэнергии по фиксированной цене. На этом этапе все выглядит законно, а сумма договора соответствует бюджетным средствам, выделенным на закупку. - Подписание дополнительных соглашений:
Через короткий промежуток времени (иногда через несколько месяцев) между сторонами заключаются дополнительные соглашения, по которым существенно повышается цена электроэнергии. Условно, если базовая цена составляла 3 гривны за киловатт-час, после подписания соглашений она может вырасти до 8 гривен. Такие изменения часто не обоснованы колебанием рыночных цен или другими законными основаниями, что противоречит пункту 2 части 5 статьи 41 Закона «О публичных закупках». - Получение дополнительных бюджетных средств:
Благодаря повышению цены ДТЭК и Yasno получают значительно большие суммы из бюджета, чем предполагалось первоначальным договором. Эти средства, как утверждает прокуратура, излишне уплачены и безосновательно получены. - Отсутствие ответственности:
Несмотря на явные нарушения, должностные лица, подписывающие дополнительные соглашения, часто избегают ответственности. В некоторых случаях они объясняют свои действия тем, что так все делают, а в других – указывают на давление со стороны высшего руководства или лоббистов.
Эта схема стала настолько распространена, что десятки дел с подобными обстоятельствами рассматриваются в судах только Днепропетровской области. К примеру, по делу №904/2926/24 Криворожская северная окружная прокуратура требует отменить дополнительные соглашения между Отделом образования Терновского районного совета и Yasno, через которые было переплачено 1 269 946,65 грн.
Примеры других судебных дел
- Дело №904/861/25 (Криворожский городской совет):
Прокуратура требует признать недействительными дополнительные соглашения к договору №521000049020/2022 от 1 марта 2022 года и взыскать с Yasno 804 243,55 грн. Соглашения, заключенные в 2022 году, повысили цену электроэнергии без надлежащего обоснования, что привело к перерасходу бюджетных средств. - Дело №904/4551/24 (Отдел образования Металлургического районного совета):
Истец требует отменить 11 дополнительных соглашений к договору от 24 февраля 2021 года и взыскать 2 893 067 грн. Прокуратура утверждает, что повышение цен не соответствовало законодательству, а Yasno получило денежные средства без законных оснований. - Дело №904/215/25 (Межевский поссовет):
Прокуратура просит признать недействительными четыре дополнительных соглашения к договору от 17 января 2022 года и взыскать 98 442,38 грн. Ответчик отрицает, утверждая, что изменения цен были законными, но суд пока не принял окончательного решения.
Эти примеры – только вершина айсберга. Сходные дела рассматриваются по всей Украине, и их количество свидетельствует о системности проблемы. Также ДТЭК и криминал могут быть связаны – схема с бюджетом влечет уголовные производства.
Роль политического лоббирования
ДТЭК как монополист на рынке электроэнергии оказывает значительное влияние на политические процессы в Украине. Это влияние обеспечивается через сеть лоббистов, представляющих интересы компании на разных уровнях власти. В Днепропетровской области, где сосредоточена значительная часть угольной промышленности (ПАО «ДТЭК Павлоградуголь»), лоббирование проявляется особенно ярко.
- Исторический контекст:
В 90-е годы шахты Западного Донбасса были приватизированы за копейки после снятия моратория президентом Кучмой. Во времена Януковича интересы ДТЭК активно продвигали представители Партии регионов. После Евромайдана лоббирование не исчезло, а адаптировалось к новым политическим реалиям. - Современные лоббисты:
Сегодня лоббисты ДТЭК были представлены в разных политических силах, в частности:- Слуга народа: Максим Резниченко, руководитель службы шахтоуправления «Терновское» ПАО «ДТЭК Павлоградуголь», депутат Днепропетровского облсовета.
- Батьківщина: Артур Мартовицкий, бывший глава ПАО «ДТЭК Павлоградуголь», нардеп VII и VIII созывов.
- Оппозиционный блок и его предшественники: Сергей Воронин, директор ПАО «ДТЭК Павлоградуголь», депутат облсовета VII созыва.
- УКРОП: Дарья Абдуллаева, сотрудница шахтоуправления ПАО «ДТЭК Павлоградуголь», депутат Павлоградского райсовета.
Эти лица могли способствовать «легализации» сомнительных схем, создавая условия, при которых бюджетные организации вынуждены заключать дополнительные соглашения с ДТЭК и Yasno.
Лоббисты также могут влиять на судебные процессы, усложняя привлечение компании к ответственности.
ДТЭК и криминал: схема с бюджетом, кто выиграет от нее?
Основным выгодоприобретателем является ДТЭК и его подразделения, в частности Yasno. Благодаря дополнительным соглашениям компания получает значительные суммы из бюджета, не предусмотренные первоначальными договорами. Например, действовавшая в предыдущие годы схема «Роттердам+» позволила Ринату Ахметову, владельцу ДТЭК, заработать миллиарды гривен на завышении цен на уголь. Сходный принцип применяется и в современных схемах с закупками электроэнергии.
Местные чиновники, подписывающие соглашения, могут получать определенные выгоды (например, взятки или политическую поддержку), но их роль, вероятно, второстепенна. Основная прибыль оседает в ДТЭК, а политические лоббисты обеспечивают безнаказанность и продление схемы.
Последствия для государства и граждан
- Ущерб для бюджета:
Из-за завышения цен на электроэнергию бюджет теряет миллиарды гривен. Эти средства могли быть направлены на восстановление энергетической инфраструктуры или социальные нужды. - Подрыв доверия к тендерной системе
Если цена после тендера может быть увеличена в несколько раз, это ставит под сомнение целесообразность самой системы публичных закупок. - Энергетический кризис:
Пока ДТЭК получает сверхприбыли, население страдает от отключений света. Противоречивые заявления спикеров компании (от пессимистических прогнозов до внезапных «перемог») лишь усугубляют недоверие граждан
Итак, схема, используемая ДТЭК и Yasno, базируется на заключении выгодных тендерных договоров с дальнейшим повышением цен через дополнительные соглашения. Политическое лоббирование играет ключевую роль в реализации и прикрытии схемы, обеспечивая безнаказанность для ДТЭК и ее подразделений.
Днепропетровская областная прокуратура активно противодействует этим махинациям, инициируя десятки судебных дел. Однако для окончательного прекращения схемы необходимы системные изменения: усиление контроля над тендерными процедурами, привлечение к ответственности не только исполнителей, но и организаторов, а также уменьшение монопольного влияния ДТЭК на энергетический рынок. Без этого бюджет будет продолжать нести убытки, а граждане – оставаться без света в условиях войны.
Однако положительной тенденцией является тот факт, что продолжаются уголовные производства в отношении чиновников, задействованных в схеме. О некоторых из них будет далее в статье.
Судебные процессы в Украине: анализ дел по Единому государственному реестру судебных решений
ДТЭК и криминал, схема с бюджетом: рассмотрим последние судебные дела, зарегистрированные в Едином государственном реестре касающихся ее судебных решений Украины.
Эти дела охватывают широкий спектр преступлений, от служебной халатности до злоупотребления властью и растраты имущества.
Дело №211/4545/24: Служебная халатность начальника отдела образования
Дата решения: 24 февраля 2025 года
Суд: Долгинцевский районный суд города Кривого Рога
Состав преступления: Часть 2 статьи 367 УК Украины (служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия)
Подозреваемый: Начальник отдела образования исполкома Долгинцевского районного совета
Чиновник с 12 апреля 2021 года подозревается в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним. В январе 2021 года отдел образования заключил договор с ООО «Днепровские энергетические услуги» на поставку электроэнергии по цене 2,440932 грн за 1 кВт/ч с НДС. Впоследствии, в период с августа по ноябрь 2021 года, начальник отдела образования подписал ряд дополнительных соглашений, повысивших цену электроэнергии до 4,78313 грн за 1 кВт/ч (с НДС).
Следствие установило, что эти изменения нарушали Закон Украины «О публичных закупках», в частности пункт 2 части 5 статьи 41, разрешающий увеличение цены за единицу товара лишь до 10% при рыночных колебаниях. В этом случае первое дополнительное соглашение повысило цену на 11,57%, что стало основанием для признания всех последующих соглашений незаконными.
Кроме того, начальник отдела образования подписывал соглашения без надлежащей проверки предложений поставщика и до получения официальных писем от ООО, что противоречило требованиям Закона Украины «О рынке электроэнергии» об информировании потребителя об изменении условий договора за 20 дней до их применения.
Имеем дело о служебной халатности, но действительно ли это была служебная халатность, а не полностью осознанный шаг?
По заключению судебно-экономической экспертизы из-за этой «халатности» бюджет понес убытки на сумму 1 110 830,20 грн. Это квалифицируется как тяжелые последствия в соответствии со статьей 367 УК Украины.
24 февраля 2025 г. суд удовлетворил ходатайство следователя об отстранении начальника отдела образования от должности на два месяца (до 24 апреля 2025 г.). Суд признал, что пребывание подозреваемого в должности может способствовать совершению преступления, влиянию на свидетелей (подчиненных) и препятствованию следствию.
Защитник чиновника утверждал, что ущерб уже возмещен, а подозрение необоснованно, но суд отклонил эти аргументы, ссылаясь на достаточность доказательств и наличие рисков.
Дело № 210/6454/23: Злоупотребление властью директором департамента инфраструктуры
Дата решения: 18 февраля 2025 года
Суд: Дзержинский районный суд города Кривого Рога
Состав преступления: Часть 2 статьи 364 УК Украины (злоупотребление властью, повлекшее тяжкие последствия)
Подозреваемый: Директор Департамента развития инфраструктуры города исполкома Криворожского городского совета
Об этом случае мы с подробностями недавно писали, однако напомним, о чем дело.
Директор Департамента (назначен на должность в 2018 году) подозревается в злоупотреблении служебным положением при закупке электроэнергии в 2022 году. В январе 2022 года Департамент утвердил тендерную документацию на закупку электроэнергии стоимостью 53,252 млн грн. Победителем тендера стало ООО «Днепровские энергетические услуги», с которым 11 марта 2022 заключили договор на сумму 39,787 млн грн (с НДС) по цене 3,23476788618 грн за 1 кВт/ч.
ДТЭК и криминал, схема с бюджетом: следствие установило, что директор умышленно использовал свое служебное положение для предоставления неправомерной выгоды Yasno, в частности из-за заключения дополнительных сделок, значительно повысивших цену электроэнергии. Такие действия противоречили принципам эффективности и целевого использования бюджетных средств, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины.
18 февраля 2025 года суд применил к директору меру пресечения в виде личного обязательства. Следствие аргументировало ее необходимость наличием рисков влияния на свидетелей и препятствования расследованию. Суд учел статус должностного лица, а также тяжесть возможного наказания по части 2 статьи 364 УК Украины (лишение свободы от 5 до 8 лет).
Дело № 186/1167/23: Присвоение средств директором ЖКУ в Першотравенске
Чиновница подозревается в присвоении имущества в особо крупных размерах по ч. 5 ст. 191 УК Украины.
В 2021 году она заключила договор с ООО «Днепровские энергетические услуги» на поставку электроэнергии по цене 2,89 грн за 1 кВт/ч без НДС (3,47 грн с НДС). Впоследствии дополнительные соглашения повысили цену до 3,84 грн без НДС (4,61 грн с НДС), что привело к переплате 837,39 тыс. грн за 334 956 кВт/ч.
Пізніше цю суму скорегували, виявивши збитки на 1 007 644,66 гривень.
Следствие установило прямой умысел: директор действовала с целью неправомерной выгоды для поставщика, нарушая Закон «О публичных закупках». Письма от поставщика об изменении цены поступали с нарушением 20-дневного срока предупреждения, а цена выросла на 32,87% вместо разрешенных 10%.
ДТЭК и криминал, схема с бюджетом, несмотря на то, что «yasno» как воровать, напомним: лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.
Однако «Информационное агентство Антикоррупционный правозащитный совет» так и не смогло ответить на вопросы:
- Почему уголовные производства открываются избирательно – только в отношении некоторых должностных лиц, когда известно о десятках точно таких же случаев, но в итоге все ограничивается хозяйственными судами?
- Почему среди обвиняемых есть только чиновники – государственные служащие, но вообще отсутствуют должностные лица Yasno (ДТЭК)?
Возможно, на эти вопросы когда-нибудь будет получено адекватное объяснение, в частности от правоохранительных органов.
Напомним, ранее мы писали о вероятной коррупции в КП «Днепровский метрополитен» Днепровского городского совета.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.