В Украине действует Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), однако в самой его работе также обнаружен коррупционный риск, и есть вероятность, что значительная часть изъятых денег разворовывается.
Активы коррупционеров и преступников могут быть разворованы уже самими чиновниками, ответственными за их реализацию во благо государства: действительно ли разворовывают украденное?
«Информационное агентство Антикоррупционный правозащитный совет» попытается ответить на этот вопрос.
Что такое АРМА и с чем его едят?
Давайте объясним простыми словами, что такое Национальное агентство Украины по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (сокращенно АРМА), а также как оно работает.
Это ведомство было создано в 2015 году. Его задача: находить, куда девались грязные деньги и активы, способствовать возвращению их государству и последующей законной реализации.
Что означает слово «активы»? Ими могут выступать компании, заводы, АЗС, торговые центры, яхты, самолеты, вертолеты, денежные средства, металлы и т.д.
АРМА имеет право запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве .
Когда арест наложен, Агентство берет активы под свое управление, если их стоимость превышает 200 размеров прожиточного минимума.
Деятельность АРМА предполагает международное сотрудничество. Агентство может обращаться в компетентные иностранные органы для поиска активов за рубежом, сотрудничая через международные соглашения и сети (например, GlobE Network, EPAC).
Иными словами, обнаружили, например, хищение бюджета, вернули средства. Далее уже АРМА принимает непосредственное управление ими в целях адекватного, эффективного использования. И не только речь о деньгах, но и о недвижимости, имуществе.
АРМА может передавать активы управляющим, отобранным на конкурсной основе, или юридическим лицам для их реализации.
Агентство также имеет право продавать арестованные активы на электронных аукционах (например, через систему «Прозорро. Продажи»), если это предусмотрено судебным решением, с последующим перечислением средств в государственный бюджет.
И это открывает широкие возможности для коррупции уже в самом Агентстве, поскольку, например, арестованную недвижимость можно слить «своим» фирмам, еще и за копейки. Много и других схем, каким образом разворовать украденное.
Обратим внимание, что АРМА только с 2024 года АРМА обязали отражать арестованные активы в бухгалтерском учете (на внебалансовых счетах), что ранее не производилось должным образом.
Итак, полномочия АРМА охватывают широкий спектр функций (от поиска активов до их реализации), направленных на борьбу с коррупцией и наполнение бюджета. Однако эффективность этого ограничивается несовершенством законодательства, слабым техническим обеспечением и коррупционными рисками, что требует системных реформ для полноценного выполнения Агентством своей миссии.
Аудит АРМА 2024
Активы коррупционеров: разворовывают ли украденное? В 2024 году вышел Отчет Счетной палаты о деятельности Национального агентства по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений, и мы его детально изучили.
Аудит Счетной палаты, утвержденный решением от 25 декабря 2024 г. № 59-1, выявил ряд проблем, создающих благоприятную среду для коррупции:
- Непрозрачный учет активов. Активы, кроме денежных, не отображаются в бухгалтерском учете, а управленческий учет ведется вручную через Microsoft Excel. Это увеличивает опасности манипуляций, ошибок и утраты данных. Единый государственный реестр активов (ЕГРА) не содержит полной информации о стоимости и состоянии имущества, что усложняет контроль и открывает возможности для злоупотреблений.
- Несовершенство реализации активов. Процедуры продажи арестованного имущества на электронных аукционах непрозрачны, а отсутствие четких критериев оценки приводит к занижению стоимости. Аудиторы подсчитали, что из-за этого бюджет потерял 850,6 млн грн. Выбор оценщиков часто зависит от организаторов торгов, что создает простор для коррупционных договоренностей.
- Задержки в управлении. Из 684 судебных постановлений за период аудита не исполнено 549, оставив активы на 39,4 млрд грн вне управления. Такие задержки, в частности из-за неурегулированного взаимодействия с прокуратурой и органами досудебного расследования, могут быть связаны с умышленным саботажем или давлением заинтересованных сторон.
- Финансовые злоупотребления. АРМА неэффективно потратило 1,8 млн грн. на независимые аудиты без надлежащего обоснования, а 66,2 млн грн. из фонда оплаты труда направлено на надбавки за «интенсивность труда» в размере 100–225%, которые устанавливались без четких критериев.
Некоторые уголовные производства также подчеркивают коррупционные риски. Например, №62023000000000802 от 2023 года, начатое из-за недополучения бюджетом 101,9 млн грн вследствие бездействия чиновников АРМА по управлению 23 201 арестованным вагоном.
Аудит Счетной палаты предложил ряд рекомендаций по уменьшению коррупционных рисков:
- Автоматизация учета активов путем ввода в эксплуатацию программного продукта «Система менеджмента активов АРМА» до мая 2025 года.
- Разработка четких процедур реализации активов и критериев оценки, чтобы сделать невозможным занижение стоимости.
- Урегулирование взаимодействия с правоохранительными органами для ускорения передачи активов в управление.
- Ужесточение ответственности работников АРМА и прозрачности кадровой политики.
В декабре 2024 года АРМА уже внесла изменения в свою политику, что должно обеспечить учет активов на 51,5 млрд грн, а также разработало 11 рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Однако будут ли все эти изменения реально реализованы? И будет ли создан реальный механизм противодействия воровству в сфере управления активами, полученными путём коррупции?
Активы коррупционеров: разворовывают ли украденное? или Нет дыма без огня, а дыма много
Арма неоднократно попадала в фокус журналистских расследований. Один из громких случаев – управление арестованным имуществом экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко стоимостью более 1,4 млрд грн.
В течение 2021-2023 годов АРМА провело 12 конкурсов для отбора управляющего, но ни один не увенчался успехом, а следующий конкурс объявили только в октябре 2024 года без результата. Такие задержки вызывают подозрения в умышленном затягивании процесса.
Еще один пример – непрозрачное управление денежными активами. Из-за отсутствия четких процедур АРМА не приняло в управление 833,8 тыс. евро, 687 тыс. дол. США и банковские металлы стоимостью 22 млн грн, что могло быть следствием коррупционных схем или лоббирования интересов отдельных банков.
Transparency International Ukraine в 2023 году оценила состоятельность Агентства в 3,4 б. из 5 – самый низкий показатель среди антикоррупционных органов Украины. Эксперты отмечают, что слабое нормативное регулирование, низкий уровень автоматизации и кадровые проблемы способствуют коррупционным рискам. В то же время, определенный прогресс по сравнению с 3 баллами в 2020 году свидетельствует о попытках АРМА исправить ситуацию.
А летом 2024 года вообще стало известно об уголовном производстве в отношении руководства Агентства.
НАБУ и САП направили в суд дело по обвинению пяти человек в завладении 398 тыс. дол. США, которые находились под арестом и были переданы в АРМА.
Подделав судебное решение о якобы отмене ареста средств, участники сделки незаконно перечислили их на банковский счет физического лица, не имеющего к деньгам никакого отношения. Затем эту сумму они распределили между собой.
Среди обвиняемых бывший исполняющий обязанности председателя и его заместитель, а также бывший начальник управления менеджмента активов АРМА (ч. 5 ст. 191 УК Украины «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»).
Следует отметить, аудит Счетной палаты обнаружил: из-за непрозрачной реализации активов на аукционах государство потеряло 850,6 млн грн за период 2022-2024 годов. Оценщики, выбираемые организаторами торгов по собственному усмотрению, применяли занижающие коэффициенты, что позволяло продавать имущество по ценам, значительно ниже рыночных.
И это только верхушка айсберга.
О некоторых громких коррупционных скандалах, связанных с АРМА, мы расскажем подробнее.
Как АРМА продала 128 миллионов за 16 миллионов через аукцион
К примеру, можно упомянуть схему, как через Агентство коррупционным путем получили 112 млн грн. Подозрение объявили организатору преступной группы, в которую входили четыре человека, нанесшие ущерб на эту сумму из-за махинации с кредитными правами частного банка. Среди подозреваемых: народный депутат прошлого созыва, помощница нардепа – директор фирмы, получившей кредитные средства, начальник следственного отделения Главного следственного управления СБУ до 2020 года, руководство ГП «СЕТАМ», два оценщика и начальник управления менеджмента активов АРМА до 2020 года.
По информации НАБУ, в 2012 году лицо, которое впоследствии стало народным депутатом (а на тот момент было депутатом Киевского областного совета), владея несколькими компаниями, начало строительство жилого комплекса в окрестностях Киева.
Для финансирования проекта он взял кредит на сумму более 200 млн грн, застава была такой: будущий ЖК, земельные участки.
Позже Национальный банк Украины признал выдавший кредит банк неплатежеспособным. Чтобы избежать возврата долга и сохранить возможность продавать квартиры, в период с конца 2018 по середину 2019 года депутат разработал схему с участием чиновников.
Схема заключалась в следующем: при содействии сотрудников СБУ, АРМА и ГП «СЕТАМ» на право требования по кредиту наложили арест и передали его в управление АРМА. Агентство, в свою очередь, выставило это право на торги через ГП «СЕТАМ».
На аукционе по заниженной стоимости победителем стала компания, подконтрольная депутату. Эта компания, получив права требования, сняла все ипотеки на недвижимость и обременение по договорам поручительства. Впоследствии права перепродали другой компании, также связанной с депутатом, чтобы сделать невозможным взыскание долга правопреемником банка.
Для реализации схемы депутат привлек сотрудника СБУ, за вознаграждение открывшего уголовное производство, в рамках которого обеспечил арест и передачу прав требования к АРМА.
Руководитель управления менеджмента активов АРМА вместе с должностными лицами ГП «СЕТАМ» организовали победу подконтрольной компании на торгах, продав права требования на 128 млн грн всего за 16 млн грн – то есть со скидкой в 112 млн грн.
Депутат координировал схему, финансируя ее на всех этапах – от покупки фирм до оплаты услуг оценщиков и давая указания участникам группы.
Вероятно, в этой истории фигурирует бывший народный депутат от Радикальной партии Сергей Скуратовский.
Ранее Центр противодействия коррупции установил, что в 2015-2016 годах Скуратовский владел мальтийской компанией Bogena Ltd, которая была владельцем яхты с таким же названием, где он отдыхал. Однако в декларациях эти активы не отражались.
НАБУ расследовало дело о недекларировании Скуратовским имущества на сумму более 50 млн грн, но после решения Конституционного суда Украины об отмене уголовной ответственности за это возбуждение дело закрыли.
Как АРМА продала по заниженным ценам российские минеральные удобрения
Думаете, что резонансные разоблачения, объявления подозрений и громкие отставки предыдущих лет могли бы прекратить коррупционную схему по реализации арестованного имущества? Однако в 2024 году сотрудников агентства снова поймали на хищении 50 млн грн (дело №62024000000000489) при продаже 4,4 тыс. тонн минеральных удобрений.
Недавно «Экономическая правда» опубликовала материалы об этом.
В 2024 году Шевченковский суд Киева передал АРМА для продажи 4 470,41 т российских минеральных удобрений (карбамидно-аммиачной смеси КАС-32), которые быстро портятся. Агентство провело оценку и продало удобрения по сниженной цене компании, которая, вероятно, была заранее выбрана.
По информации портала Kurkul и данных ведущих агрохимических предприятий, в 2024 году цена КАС-32 на украинском рынке колебалась в пределах 17,5-19 тыс. грн за тонну.
Таким образом, рыночная стоимость 4 470,41 т удобрений должна составлять от 78,2 до 84,9 млн грн. Однако АРМА оценила его в 64 млн грн, искусственно занизив цену на примерно на 20 млн грн.
А если бы Агентство вышло на международные рынки, где цена за тонну достигает 25,2-33,6 тыс. грн, то общая стоимость могла бы составить 112,6-150,2 млн грн.
И есть интересные подробности, относящиеся к фирме, которая приобрела на аукционе АРМА удобрения. Речь идет об ООО «Мирко Трейд». Оказалось, что именно эта компания завезла нелегально российские удобрения, которые были изъяты, а затем ей через АРМА возвращены. Следствие установило, что в начале 2023 года общество подделало документы, изменив данные о стране происхождения товара, организовало ввоз российских удобрений в Украину через Измаильский порт.
Государственное бюро расследований (ГБР) обнаружило, что за полгода до приобретения удобрений на аукционе Агентства ООО «Мирко Трейд» уже незаконно ими распоряжалось. В частности, 14 сентября 2023 года она передала удобрения на хранение ТОВ «Агрохімпродукт», а 29 сентября того же года заказала у ТОВ «Ньюенерджі» услуги по их погрузке и разгрузке.
Поэтому ДБР и Офис Генерального прокурора (ОГП) повторно наложили арест на удобрения, которые АРМА уже продала.
Расследуя дело, правоохранители обратили внимание на должностных лиц АРМА, в частности на заместителя председателя, ответственного за выявление и розыск активов, начальника первого отдела управления, занимающегося розыском по делам о признании активов необоснованными, методологией и правоприменением, а также исполняющего обязанности начальника отдела, координирующего управление и реализацию.
Под давлением критики АРМА сделало шаги к исправлению ситуации. В декабре 2024 года внесены изменения в политику, обеспечивающую учет активов на 51,5 млрд грн. Также планируется запуск программного продукта @Система менеджмента активов АРМА@ для автоматизации учета.
Однако без системных изменений в законодательстве и ужесточения контроля эти меры могут остаться косметическими. Но будут ли эти изменения?
Можно предположить, что нет.
Можно предположить, что коррупция в АРМА является своеобразной «нормой» – нет, не в пределах государства как такового, а в пределах той системы, которую выстроила нынешняя власть. Агентство и призвано (его для этого и создали) в этой системе распределять арестованные средства коррупционеров между «своими» – тоже коррупционным путем. Так одни воры «кидают» других.
Активы коррупционеров: разворовывают ли украденное? Агентство, призванное бороться с коррупцией, само стало ее очагом из-за непрозрачности, слабого управления и внутренних злоупотреблений. Коррупционные скандалы обошлись государству в миллиарды гривен и подорвали доверие к институции. Без радикальных реформ – от прозрачного отбора управляющих до полной автоматизации процессов – АРМА рискует остаться не только неэффективным органом, но и символом коррупции, которую должно искоренять.
Напомним, ранее мы писали о захвате лесов в Днепропетровской области.
Больше на АПС
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.