Каталог статей 0

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

На сегодняшний день кредит доверия граждан к представителям правоохранительных органов, в том числе милиции, катастрофически низок. Субъекты, ставшие потерпевшими вследствие незаконных действий со стороны правонарушителей, в редких случаях обращаются за помощью к правоохранительным органам. Основными причинами недоверия граждан к милиции, является: тотальная коррупция в рядовом, руководящем составе органов внутренних дел, низкая раскрываемость преступлений, правонарушений, часто неуважение, невнимание, иногда грубость по отношению к гражданам. Недоверие со стороны граждан перерастает в явную озлобленность, вражду по отношению к представителям правоохранительных органов. Гражданин, не только не сообщит о правонарушении, вследствие которого были нарушены непосредственно его права, а и откажется помогать милиции, будет всячески препятствовать в осуществлении основных задач органам внутренних дел. Такая ситуация на территории демократической страны недопустима.

С целью поднятия авторитета милиции, восстановления доверия граждан к правоохранительной системе в целом – милиция должна стать частью народа, взаимодействуя при осуществлении своей деятельности с гражданским обществом. Для этого необходимо, основываясь на ст. 38 Конституции Украины, внести изменения, дополнения в ст.ст. 6,19 ЗУ «О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранительными органами государства», ЗУ «О доступе к публичной информации», ст.ст. 5,18,28 ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», ЗУ «Об общественных объединениях». Расширить возможность граждан, правозащитных общественных организаций в вопросах осуществления гражданского контроля за действиями правоохранительных органов, доступа к информации о деятельности органов милиции, принятия непосредственного участия в оценке эффективности деятельности сотрудников милиции, принятия участия в кадровой политике, взаимодействия с правоохранительными органами путем создания совместных рабочих групп, комиссий и т.д.. Также необходимо на законодательном уровне ввести понятие «гражданских (общественных) расследований», дав возможность правозащитным общественным организациям проводить независимые расследования нарушений действующего законодательства гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения. Осуществлять мероприятия, направленные на противодействие коррупции, охрану общественной безопасности, общественного порядка, борьбу с преступностью, взаимодействуя по этим вопросам с территориальными органами соответствующих министерств, центральных и местных органов исполнительной власти, более того, осуществлять общественный (гражданский) контроль за деятельностью органов государственной власти, принимать участие в кадровой политике. Ввиду того, что правозащитные общественные организации будут выступать фактическим гражданским контролером, кроме расширения полномочий таких организаций, необходимо прописать законодательно и требования к субъектам — непосредственным контролерам, т.е. уполномоченный общественный контролер должен иметь юридическое образование, осуществлять гражданский контроль строго придерживаясь норм действующего законодательства, в результатах проведенных расследований руководствоваться только фактами не высказывая субъективных предположений, догадок. Общественные правозащитные организации в рамках осуществления общественного контроля, как одно из направлений деятельности, могут проводить независимые общественные (гражданские) расследования в отношении нарушений прав, свобод граждан со стороны сотрудников милиции, а также в отношении нарушений прав и самих милиционеров. Результатом взаимодействия правозащитных общественных организаций и органов внутренних дел станет не только реальная помощь в раскрытии, профилактике преступлений, правонарушений, но и снижение коррупционных проявлений в рядовом, руководящем составе милиции, проведение независимой оценки деятельности отдельных сотрудников милиции, защиту не только граждан, а и защита самих работников милиции от противоправных действий, давления, направленного на них как на представителей народной власти.

Отдельно следует остановиться на взаимодействии милиции общественной безопасности с гражданами. Повседневная деятельность института участковых инспекторов милиции соприкасается с гражданами. Без помощи, поддержки людей, которые проживают на территории обслуживания участкового инспектора, деятельность данного структурного подразделения становится неэффективным. Чтобы выйти из данной тупиковой ситуации, следует дать возможность жителям обслуживаемой территории оценивать эффективность деятельности сотрудника МОБ, принимать участие в назначении данных сотрудников на обслуживание определенной территории.

На сегодняшний день для поднятия авторитета милиции, восстановления доверия граждан к правоохранительной системе необходимо кардинально менять отношение сотрудников милиции к гражданам. Милиция должна быть не карательным органом, а помощником каждого законопослушного гражданина в сложных жизненных ситуациях. Сотрудникам правоохранительных органов нужно помнить, что защита прав и свобод обычных граждан и является их первоочередной задачей, что народ поручил им выполнение этой задачи, и именно общество должно стать главным контролером деятельности правоохранительных органов.

Председатель Антикоррупционного правозащитного Совета Снисарь А.Н.